В наше время цветовая составляющая фотоснимков мало кого волнует. Все гонятся за мегапикселями, детализацией. Немалую долю в этом играет маркетинговая политика фотопроизводителей. Реклама сильно влияет на мысли людей. Если по телевизору, в интернете говорить, что камера, которая снимает с качеством 30 мегапикселей - лучшая, то люди и на самом деле станут так думать. Однако, пресловутые мегапиксели нужны лишь только для печати больших форматов. Среди тех, кто занимается фотографией профессионально, наверняка найдутся те, кто бы хотел видеть цвета на современных цифровых снимках более глубокими, насыщенными, и задавались вопросом - как улучшить фотографию? В этой статье мы поговорим о том, как это сделать.
Пленочная фотография
Те из нас, кто ещё помнит пленочную фотографию, а именно - слайды, скажет, что цвета на цифровых снимках значительно хуже, чем на пленке. Это объясняется отчасти тем, что цифровая фотография сравнительно молода, по сравнению с пленочной. В течение десятилетий производители обратимых пленок сумели создать на них потрясающую цветопередачу. Цифровые фотокамеры пока ещё такого не достигли. Давайте посмотрим результаты, которых можно достичь с пленкой Fujifilm Velvia.
Снимки отсканированы на сканере Nikon Coolscan 5000, но, все же, потеря цвета есть. В оригинале слайды смотрятся лучше, цвета насыщенней. Видимо, при сканировании пропадают некоторые едва уловимые оттенки цвета. Но даже таких снимков мы не сможем получить, использую цифровую фотокамеру. Такой насыщенный синий и глубокий пурпурный тона мы сможем увидеть только на слайдах.
Светофильтры
Используя Photoshop далеко не всегда удастся сделать цвета на фотоснимке лучше. И вот, почему. Если мы делаем цвета ярче, то это не прибавляет снимку цветовых оттенков, программа делает те цвета, что есть на фотоснимке ярче, а оттенки дорисовывает сама. То есть, Вам нужно понять главное, если изначально на цифровом снимке нет хорошей цветопередачи, малейших цветовых оттенков, то никакая обработка Вам не поможет улучшить цвета. Снимок просто станет ярче, но впечатлять глубиной цветов не будет.
Чтобы улучшить цветопередачу, усилить глубину цвета, можно лишь пробовать накладывать каналы друг на друга в фотошопе: Image -> Apply Image. Описание цифровой обработки не входит в рамки данной статьи, советую описание этого метода найти в книге "Photoshop LAB Color" Дэна Маргулиса.
Есть у цифровых фотоаппаратов и ещё один недостаток. В частности, фотоаппараты Nikon неравномерно экспонируют каналы. Зеленый канал на Nikon переэкспонирован, что и является одной из причин плохой цветопередачи, потери цветовых градаций. Nikon почему-то недоэкспонирует красный и синий каналы, что и приводит к отсутствию цветовых оттенков из этих каналов. В процессе обработки камера выравнивает все три канала, однако, цветовые оттенки уже потеряны, их не восстановить. Камера просто делает ярче те цвета, что есть на фотоснимке.
Но именно этот недостаток мы можем исправить, используя различные светофильтры, которые задержат зеленый канал. Все три канала будут равномерно проэкспонированы, и мы увидим оттенки из всех трех каналов. Но в этом случае в снимке будет нарушен баланс белого, который нужно будет исправить. Но разве это цена за то, что мы получаем все богатство красок на снимке?
Давайте посмотрим, какой результат мы можем получить с использованием светофильтров. Ниже представлены фотографии со светофильтрами и без, чтобы Вы могли сравнить. Для полноты картины влияния светофильтров на цвета снимка, для снимков были использованы различные сюжеты. Под фотографией, которая была сделана с использованием светофильтра стоит подпись, какой именно светофильтр использовался.
Пейзаж
Marumi Red Hancer | Без светофильтра |
Polaroid FLD | Без светофильтра |
Marumi F-WL | Без светофильтра |
Hoya Fl-Day | Без светофильтра |
Tiffen 81A | Без светофильтра |
Marumi Blue Hancer | Без светофильтра |
Что можно сказать на основе увиденного? На высоте фильтры Tiffen 81A и Polaroid FLD. Marumi Red Hancer также дает неплохую картинку. Но Tiffen превзошел все используемые фильтры - насыщенный синий цвет неба, такого нет больше ни на одной фотографии.
Натюрморт
Marumi Red Hancer | Без светофильтра |
Marumi Green Hancer | Без светофильтра |
Hoya Fl-Day | Без светофильтра |
Tiffen 81A | Без светофильтра |
В случае, когда в кадре есть насыщенный красный или зеленый цвета, лучший результат показывает Marumi Red Hancer. Надо отметить, что Red Hancer не красный, а прозрачный. Как я понял, он обладает свойством именно усиливать цвета, не только красный. Чем-то похоже на поляризационный светофильтр.
Портрет, Skintones - Скинтоны
Посмотрим, как меняются цвета кожи с использованием светофильтров при съемке портретов.
Marumi Red Hancer | Без светофильтра |
Marumi F-WL | Без светофильтра |
Polaroid FLD | Без светофильтра |
Hoya Fl-Day | Без светофильтра |
Tiffen 81A | Без светофильтра |
Особых преимуществ использования светофильтров при съемке портретов я не заметил, разве что картинка у Hoya Fl-Day чуть получше, чем у остальных.
Что хотелось бы сказать напоследок. С появлением цифровой фотографии все забыли про использование светофильтров. В идеале так и должно было быть, если бы она была совершенна. Но, цифровая фотография находится ещё в детской стадии развития, и приходится с помощью светофильтров исправлять ее недостатки.
Очень бы хотелось видеть через энное количество лет цифровую фотокамеру, которая могла бы давать такие же потрясающие по красоте и насыщенности цвета, как слайд.